В современном мире бизнеса и коммерции существует множество понятий и терминов, которые используются для обозначения различных аспектов деятельности компаний и предприятий. Одними из таких понятий являются фирменные наименования, коммерческие обозначения, товарные знаки и торговые марки. Хотя эти термины часто используются как синонимы, они имеют свои особенности и различия, которые необходимо понимать для успешного развития бизнеса или для продвижения “личного брэнда”.
Фирменное наименование (ст. 1473-1476 ГК РФ)
Фирменное наименование — это название юридического лица, которое указывается в его учредительных документах и используется для идентификации компании на рынке. Фирменное наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму компании и её наименование. Фирменное наименование определяет правовое положение компании и её отношения с другими участниками рынка. Например ООО “Вкусвилл” – это фирменное наименование.
Коммерческое обозначение (ст. 1538- 1541 ГК РФ)
Коммерческое обозначение — это название, используемое для индивидуализации предприятия или товара. Оно не является обязательным элементом фирменного наименования и может использоваться независимо от него. Коммерческое обозначение служит для выделения товаров или услуг компании среди конкурентов и привлечения внимания потребителей, а также не нуждается в какой-либо регистрации. Тем не менее отсутствие регистрации не умаляет прав владельца коммерческого обозначения на его защиту.
Верховный суд в п.177 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019г. №10 отмечал, что в качестве коммерческих обозначений подлежат охране как словесные, так и изобразительные или комбинированные обозначения. То есть коммерческим обозначением может быть слово, словосочетание, картинка или сочетания слов и картинок.
Интернет магазин здорового питания ВкусВилл – это пример коммерческого обозначения.
Товарный знак (ст. 1477 – 1483 ГК РФ)
Товарный знак — это обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Он должен быть зарегистрирован в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности и защищён законом. Товарный знак служит для защиты прав компании на свои товары и услуги от недобросовестной конкуренции.
Например, ПАО “Сбербанк” владеет такими товарными знаками как 2ГИС, Купер, СБЕР, СберЗдоровье.
Торговая марка
Торговая марка — это совокупность товарного знака и фирменного наименования. Она служит для идентификации компании на рынке и определения её товаров и услуг среди конкурентов. Торговая марка обеспечивает узнаваемость бренда и доверие потребителей к продукции компании. При этом, в законодательстве РФ этот термин не используется и в правовой практике термины “Торговая марка” и “Товарный знак”, в сущности обозначают одно и то же.
Понимание различий между фирменным наименованием, коммерческим обозначением, товарным знаком и торговой маркой важно для успешного развития бизнеса, да и в целях общего повышения правовой грамотности, что безусловно пригодится при написании претензий, запросов и писем в различные организации.

