Возможно ли увольнение из-за долгов и звонков коллекторов на работу?

Возможно ли увольнение из-за долгов и звонков коллекторов на работу?

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, увольнение сотрудника из-за его долгов или звонков коллекторов на работу невозможно. Нет ни одного законодательного акта, который предоставляет работодателю право уволить работника по причине наличия у него долгов (даже если это долг перед самим работодателем). Однако работодатели и сотрудники должны знать о некоторых аспектах, связанных с этим вопросом, чтобы избежать возможных проблем и нарушений прав.

Исполнительный лист и взыскание долгов через работодателя.

Работодатель обязан выплачивать долги сотрудника, если получил исполнительный лист (п. 3 ст. 98 ФЗ № 229-ФЗ от 02.10.2007 “Об исполнительном производстве”). Однако долг по кредиту (либо иной долг) сам по себе не является основанием для увольнения. Важно убедиться, что исполнительный лист подлинный и подкреплён решением суда и заявлением с реквизитами банковского счёта, номером налогоплательщика, государственным регистрационным номером и адресом взыскателя.

При этом, сотрудник должен быть уведомлён о том, что с его зарплаты будет взыскиваться долг, и эта информация должна указываться в расчётном листе.

Если работодатель не выплачивает долги сотрудника или нарушает процедуру взыскания, он может быть привлечён к административной ответственности со штрафом до 20 000 рублей для должностных лиц и до 100 000 рублей для юридических лиц (ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ).

Звонки коллекторов и реакция работодателя.

Федеральный закон “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях” от 03.07.2016 N 230-ФЗ (Далее ФЗ-230) не содержит специального запрета на звонки на работу. Взыскатели имеют право звонить на личный или рабочий телефон и общаться только с должником. Что же касается коллег и руководства, взыскателям разрешено общаться с третьими лицами, имеющими отношение к заемщику только при наличии письменного согласия, предусмотренного в п. 5 ст. 4 № 230-ФЗ. Работник может попросить работодателя не отвечать на звонки коллекторов, сославшись на то, что это мешает выполнению его рабочих обязанностей и работе организации в целом и на то, что он не даёт согласие на передачу работодателем своих персональных данных третьим лицам, а соответственно, и предмет разговора с коллекторами отсутствует. То же касается и коллекторов. Они не могут передавать кому-либо Ваши персональные данные без Вашего на то согласия (ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 06.02.2023) “О персональных данных”). Нюанс может заключаться в том, что при подписании кредитного договора Вы уже предоставили такое согласие банку и коллекторам. Но такое согласие на взаимодействие может быть в любой момент отозвано предоставившим его лицом (ст. 4 ФЗ-230). Для этого составляют письменное уведомление и направляют его в банк или коллекторам — в зависимости от того, куда изначально было направлено само согласие. Можно воспользоваться заказной почтой с уведомлением и описью вложения или передать документ представителю компании-кредитора под роспись. Если звонки коллекторов становятся проблемой, работодатель или сам должник может подать жалобу в ФССП или даже прокуратуру и отправить копию жалобы коллекторам.

В заключение, увольнение из-за долгов или звонков коллекторов на работу по закону невозможно. Но банки и коллекторы зачастую используют неюридические способы воздействия на должника и его окружение с целью вернуть долг любым способом. Поэтому работодатели и сотрудники должны знать о своих правах и обязанностях, чтобы избежать возможных проблем и нарушений законодательства