В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, в частности Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ФЗ «Об обязательном страховании»), досудебный порядок урегулирования споров между страхователями и страховыми компаниями является обязательным. Это позволяет потребителям страховых услуг защитить свои права и интересы без необходимости обращаться в суд. В данной статье рассмотрим основные аспекты досудебного урегулирования споров по ОСАГО, включая порядок подачи претензии и ссылки на соответствующие законодательные акты.
Основания для подачи претензии:
Претензия в страховую компанию или финансовому уполномоченному по ОСАГО может быть подана в случае наличия у страхователя претензий к страховщику относительно исполнения обязательств по договору страхования. Это может быть связано с несогласием с размером произведённой страховой выплаты, нарушением сроков ремонта по ОСАГО или иными нарушениями обязательств по восстановительному ремонту автомобиля.
Претензия должна содержать следующие сведения:
– наименование страховщика;
– полное наименование, адрес места нахождения, фамилию, имя, отчество, место жительства или почтовый адрес потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на который направляется ответ на претензию в случае несогласия страховщика с предъявляемыми требованиями;
– требования к страховщику с описанием обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии со ссылками на положения нормативных правовых актов Российской Федерации;
– банковские реквизиты потерпевшего (или иного выгодоприобретателя), на которые необходимо произвести страховую выплату в случае признания претензии страховщиком обоснованной, или указание на получение денежных средств в кассе страховщика.
К претензии должны быть приложены оригиналы или заверенные копии следующих документов:
– паспорт или иной документ, удостоверяющий личность заявителя;
– документы, подтверждающие право собственности потерпевшего на повреждённое имущество либо право на страховое возмещение при повреждении имущества, находящегося в собственности другого лица;
– протокол и постановление об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции предоставляется извещение о ДТП);
– полис обязательного страхования потерпевшего (в случае оформления документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции), кроме случаев предъявления требования к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.
Способы подачи претензии
Претензию можно подать страховщику следующими способами:
– вручить под расписку;
– направить заказным письмом с описью вложения по адресу места нахождения страховой компании (предпочтительный способ);
– передать иным способом, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту, адрес которой указан на официальном сайте страховщика в интернете.
Рассмотрение претензии:
Страховщик обязан рассмотреть претензию в течение 10 календарных дней со дня её получения. В случае несогласия с предъявленными требованиями страховщик должен уведомить об этом потерпевшего в письменной форме с указанием причин отказа.
Досудебное урегулирование споров по ОСАГО является обязательным и направлено на защиту прав и интересов потребителей страховых услуг. Соблюдение всех законодательных требований и правил подачи претензии позволит успешно разрешить спор со страховой компанией и получить необходимую страховую выплату. Обращаем Ваше внимание, что грамотно составленная с правовой точки зрения досудебная претензия может сэкономить Вам много времени и средств, так как страховые компании в основном не обращаются в суд с откровенно проигрышными делами. Поэтому для составления подобного рода документов мы рекомендуем обратиться к квалифицированному юристу.

